Дорогие коллеги, мы начинаем публиковать цикл интервью с клиентами Галины Бобряковой и Центра NEURO-Х.PRO.
Наши гости – предприниматели, топ-руководители, HRD, L&D, T&D из разных сфер бизнеса. Участники интервью отвечают на важные вопросы о том:
что им дала работа с коучем,
почему понимание устройства и работы мозга, знания эволюционной психологии и нейроподход важны и востребованы в современном бизнес-контексте,
как коучинговый подход повлиял на их мышление, процесс принятие решений, взаимодействие с командой,
какие коучинговые инструменты и практики они внедрили в свою профессиональную деятельность и жизнь,
что важно при выборе коуча.
Я работаю с коучами уже 3 года. За это время у меня было взаимодействие и с коучами разных специализаций, и с менторами для коучей. Сначала я решила привлечь коуча для своего бизнеса, для работы с командой, а потом и сама пошла учиться командному коучингу. С Галиной я познакомилась в 2022 году, когда проходила обучение на Level 2, где Галина была одним из менторов на программе.
До коучинга я пробовала разные инструменты. Мы с командой проходили и фасилитационные техники, обращались и к бизнес-консультанту, и к специалисту по продажам и сервису, то есть мы всё прошли. И наступил такой период в бизнесе [мы тогда уже 7-8 лет работали], когда вроде бы было все хорошо, но хотелось чего-то большего. Я стала масштабировать бизнес и, казалось, было все нормально, но в то же время я видела, что у людей снижается энергия, нет мотивации.
После обучения у Галины я поняла, что, когда мы были маленькой командой, у нас были и цели, и ценности. А когда мы стали больше, у нас как будто целостности не хватало [правило 3Ц командообразования]. Вот у нас два офиса, я то там, то там, многие люди друг друга не знали, и было непонятно – мы едины или мы отдельны, как конкуренты друг другу. И коучинг мне помог в этом разобраться.
Знаете, первый опыт коучинга в команде у меня был не самый удачный. Я не получила те результаты, какие хотела, но зато мне стало интересно и захотелось самой понять, а почему у нас не получился тот результат, которой я ждала. В процессе обучения коучингу я нашла ответ на свой вопрос, и мы с командой в итоге получили очень хороший результат.
Если мы говорим о бизнесе, то здесь самый большой запрос – это команда. Можно всё выстроить: планы, цели, но бывает так, что все равно нет результата. И командный коучинг помогает диагностировать команду, понять проблемы бизнеса и те зоны, над чем можно работать. В основном запросы касаются утечки персонала или ситуации, когда сотрудники не делают то, что надо.
Я искала такого коуча, с которым мне было бы легко, безопасно, чтобы я могла раскрыться на встрече, чтобы не было некоей обязаловки или строгости, чтобы мне было комфортно свои сложности внести в сессию. То есть чтобы мне было спокойно и в то же время был результат. И в Галине я увидела именно такого человека.
Коуча я искала на профильных сайтах, смотрела на преподавателей во время обучения, и еще для меня важна была рекомендация [от человека, мнению которого доверяю] и личный контакт с коучем до сессии. С Галиной у нас уже был первый созвон, и я выбрала ее, потому что я ее легко понимаю.
В моем выборе также сыграло роль то обстоятельство, что у Галины образование нейробиолога, плюс опыт в предпринимательстве. Также я прочитала все статьи на сайте Галины, подписалась на ее соцсети и посмотрела ее демо-сессию. Кстати, обычно мы смотрим в демо-сессии начало и конец, а здесь я посмотрела эту демо-сессию 3 раза, и поняла, что [на сессии с Галиной] безопасная среда, спокойная обстановка, нет дискомфорта. И сейчас я понимаю, что такого уровня мастерства Галина достигла в том числе через знания нейробиологии. В конечном итоге то, что у Галины есть научный бэкграунд, для меня сыграло ключевое значение.
Мне не важно количество часов практики у коуча. Но для меня имеет значение развитие человека на разных уровнях, в разных направлениях, чтобы я тоже хотела рядом с ним развиваться.
Первой у нас с Галиной была ментор-сессия в период моего обучения коучингу. Это была такая интересная и теплая встреча, когда, знаете, вспыхивает между людьми некий огонь. Конечно, мы обсуждали мою сессию, Галина дала обратную связь, ответила на все вопросы; и самое интересное, что меня привлекло, – это форма подачи – всё было просто для понимания. Меня тогда заинтересовал сам поход Галины, я начала анализировать: что же такое произошло, что до меня дошло так быстро?
Первой в индивидуальном формате у нас была стратсессия с Галиной. У меня был конкретный запрос на сессию, и я долго выбирала коуча под свой запрос. И когда в ходе обучения командному коучингу у меня состоялась ментор-сессия с Галиной, я поняла, что и стратсессию я хочу провести с ней. Эта встреча мне очень помогла, и то, что мы тогда сделали, я до сих пор изучаю и продолжаю доделывать. Это была очень спокойная и комфортная для меня сессия, но в то же время очень развивающая. Ко мне пришло понимание того, что, к какому сроку я делаю и для чего я это делаю.
Когда я познакомилась с Галиной, я сначала не знала ее бэкграунда. Но после мне стало интересно, что же за этим стоит, и тогда я узнала про весь опыт Галины. Когда я попала к ней на менторинг, мне стало интересно всё, что с ней происходит. Когда я увидела новый курс по нейробиологии от Галины, сразу пошла на него. То есть у меня появилась мотивация изучать всё, что она дает.
По своему первому образованию я биолог-химик, и когда я пошла учиться на курс по Нейробиологии, где Галина объясняла, как все происходит [в нашем мозге], я поняла, что именно Галина это делала на наших сессиях. Но в тот первый момент для меня это было непонятно. С Галиной я очень быстро нашла ответ на свой запрос, который не могла решить в течение 4-5 сессий с предыдущим коучем. И на курсе Галины я нашла последний пазл, который, можно сказать, дал новый взгляд на то, как нужно делать. После этого мне стало легко и спокойно.
Почему мне еще интересно это направление, где пересекается коучинг и нейроподход. Я училась делать стойку на голове, и у меня получилось ее сделать только тогда, когда я поняла, как это работает с точки зрения нейробиологии. Я очень долго не могла сделать стойку, потому что, как оказалось, я боялась, что мне будет сложно опускаться. И когда я высказала свои опасения тренеру, она предложила мне сначала научиться тому, как из этой ситуации выйти. В итоге, я сначала научилась выходить из стойки, а потом я встала в нее.
То есть, когда мой мозг успокоился, что я могу оттуда выйти, он перестал избегать этого процесса, решил, что это безопасно. И в тот день, когда я поняла, что смогу спокойно опускаться вниз, я сделала стойку. Оказалось, больше работы не с прессом и мышцами, как я думала вначале, а с головой. И в этом мне помогло знание нейробиологии и работа с Галиной. Когда наша лимбическая система успокаивается, чувствует себя в безопасной среде, она готова дальше идти вперед, и мы начинаем делать то, что хотим, то есть принимать решения.
Да, очень влияет. Во-первых, это дает мне уверенность: я понимаю, что происходит с человеком на уровне физиологии, в каком состоянии находится его мозг. Например, это нормально, что мы сейчас молчим, и я не тороплю клиента, я достаточно спокойна и уверена в этом. В итоге, это дает хорошие результаты не только в рамках сессии, а вообще в жизни.
Я, как руководитель, общаюсь с людьми, и при этом общении вижу, как знания [о работе мозга] влияют на мое окружение, мое отношение к людям и то, как они реагируют в ответ. Иногда я сама простым языком объясняю [собеседнику], что мы сейчас находимся в определённой стадии, у нас в мозгу происходит такой-то процесс, вырабатывается дофамин и т.д. Люди на это реагируют очень приятно, и я могу сказать, что это дает другой уровень общения.
Мои близкие смеются, что я отрабатываю все коучинговые практики сначала в семье, потом в бизнесе, а дальше с клиентами. Семья, по сути, та же самая команда, и, хотя я не беру в коучинг членов семьи, тем не менее коучинговые инструменты мы используем. И, конечно, знание этих [мозговых] процессов помогает из любой ситуации выйти продуктивно и интересно.
Галина удивительный эксперт. Меня больше всего зацепило то, как она объясняет сложные вещи простым языком. Галина не умничает, а говорит так, что ты доверяешь ее словам, понимаешь их, и коммуникация происходит комфортным образом.
У нас сессии проходят онлайн. Самое важное – мне комфортно, и я чувствую, что моя лимбическая система спокойна. В этом состоянии очень легко разбирать свой запрос. Мне нравится, что Галина чувствует и понимает, что со мной происходит. Есть очень высокий уровень доверия, и хочется делиться, рассказывать и показывать Галине свой результат, и этим результатом потом хочется делиться с другими после сессии.
Мне нравится та обратная связь, которую я получаю от Галины, теплота, душевность. Самое интересное, что в то же время Галина каким-то образом показывает мой рост, осознание того, что я могу больше, я стОю больше, то есть мою ценность. И вот это повышение собственной ценности, которое мы сами иногда не видим, для меня очень значимо.
Одна из ценных вещей, которым я научилась у Галины, – это не брать ответственность за других людей. Вообще не брать ответственность на себя за то, что мне не нужно. Это очень ценный навык для развития каждого человека, потому что пока мы берем ответственность за других на себя и не оставляем ответственность им самим, люди не развиваются. Часто мы мешаем развитию даже наших детей, потому что мы очень много берем на себя ответственности за них. Так же и в команде, когда руководитель берет на себя ответственность за работу сотрудников, это мешает развитию команды. Ведь чтобы человек развивался, нужно передать ему часть ответственности. Это очень тонкая грань отношений, соблюдать которую я научилась во время работы с Галиной.
И здесь речь не о делегировании. Мы хотим развивать человека [или команду] и в какой-то момент начинаем в это очень сильно вкладываться, не давая ему самому развиваться и принимать свои решения, и вместе с тем ошибаться или поступать правильно, рисковать и т.д. Ведь порой человек и не ошибается, а, наоборот, делает лучше, чем мы предполагали.
Одним из таких запоминающихся инструментов, который я поняла быстро и легко, была теория о спиральной динамике. До этого я про нее знала и читала о ней много теории, но именно Галина смогла объяснить ее простым языком. Знаете, после этого у меня появилось воодушевление, и теперь я знаю, что с помощью спиральной динамики можно решить вообще любой конфликт и изменить любую ситуацию.
Позже я объяснила эту теорию своим сотрудникам, и мы использовали ее для улучшения взаимоотношений в команде. Доскональное понимание того, как работает спиральная динамика, стало для меня интересным опытом. С Галиной я поняла, как ее использовать буквально везде, на каждом шагу: в работе, отношениях с командой, индивидуальных сессиях. У меня очень много клиентов, с кем мы позже на сессиях разбирали по спиральной динамике их отношения с родителями, командой. И от этих клиентов приходила обратная связь о том, что у них получается быстро продвигаться в процессах, быстро решать конфликты, быстро выходить из сложных ситуаций и находить решения, как делать дальше.
То есть благодаря Галине спиральная динамика раскрылась мне совсем по-другому, и это позволило мне перевести все сложные вещи на простой язык и использовать в повседневной жизни.
Результат в том, что после удачной коуч-сессии с командой повышается мотивация, энергия, происходят некие сдвиги и действия: люди хотят большего, они говорят о своих желаниях и мыслях – и это наглядно отражается на финансовом результате.
С помощью коучинга мне удалось соединить два филиала своего бизнеса и создать некую целостность в компании. Несмотря на то, что последние 4 года у нас что-то постоянно происходит (форс-мажоры и т.п.), после коучинговых сессий команда быстро адаптируется к изменениям и находит новые пути решения сложных ситуаций. То есть в условиях постоянных изменений команда не замирает, а идет вперед.
После индивидуальных сессий с моими клиентами я часто получаю обратную связь о том, что у них тоже всё получается. Например, у меня была клиентка, у которой было выгорание, и она не знала, что дальше делать [с бизнесом]. Через полгода после нашей сессии она открыла второй филиал своего дела. То есть понимание причин, которые ее останавливали [в масштабировании бизнеса], привело к тому, что она начала мощно развиваться.
Таким образом, после коучинговых практик и моя команда, и клиенты приземляют коучинговые инструменты, адаптируют их и пользуются ими – и это наглядно отражается на качестве результата.
Изначально я его [расход на коучинг] не закладывала, но когда я увидела результат, то стала закладывать затраты на большое ежегодное мероприятие для команды. Оно может быть в коучинговом формате или вместе с фасилитаций, и на это выделяется достаточно большой бюджет. А также у нас есть мини-встречи в коучинговом формате.
Отдельно рентабельность я не рассчитываю, в коучинге сложно ее просчитать на конкретную цифру. Я вижу, что есть положительный результат – повышение мотивации, улучшение отношений, что в итоге приводит и к более высоким финансовым показателям.