Нейробиология команды – почему важно понимать мозг сотрудников лидеру?
22.07.202410 причин изучить нейробиологию коучу
19.08.2024Мы продолжаем рассказывать о студентах и выпускниках Школы NEURO-X.PRO. К нам приходят люди с разным образованием, карьерным уровнем и интересами. И каждый находит в нашей программе новые знания, знакомство с интересными людьми и полезный опыт для профессионального роста.
Героиня нового интервью Мария Самошонкова – коуч, командный коуч, продакт-менеджер «Вконтакте», выпускница первого потока программы «Нейробиология для экспертов».
Мария, где Вы работаете? Как вы пришли в помогающую профессию? Расскажите коротко о своем опыте.
Я занимаюсь развитием IT-продуктов. В коучинг я пришла 3 года назад. На тот момент я была руководителем и управляла командой, ко мне обращались сотрудники с запросами на развитие. Мне захотелось понять, насколько правильно всё делаю, и как лучше помогать своей команде расти – так решила учиться коучингу.
Сейчас я коуч и командный коуч. Практикую в рамках своей команды в компании, а также есть сторонние заказчики – индивидуальные клиенты и команды.
Почему Вы пошли учиться нейробиологии?
Я делаю продукты для людей и мне нужно понимать, как они думают, как принимают решения. Хотелось узнать побольше о том, как работает мозг.
На что Вы обращали внимание при выборе программы?
Мне хотелось более глубокого понимания, как работает мозг. Не просто получить какие-то инструменты, а понять, почему тот или иной инструмент работает. Или, если я его применяю, и он не работает, то почему.
Чем Вас привлекла программа «Нейробиология для экспертов»?
Я училась у Галины на курсе командного коучинга, и знала ее как преподавателя. Смотрела и других экспертов, связанных с нейробиологией, так как мне было интересно углубиться в эту тему. Подумала, если идти в это обучение, то с тем экспертом, с которым мне комфортно, кому я доверяю, и в качестве продукта которого я уверена. Поэтому я пошла к Галине.
До обучения на этой программе у Вас были знания в области нейробиологии?
У меня было поверхностное знание про разгоняющую и тормозящую системы. Немножко о дефолтной системе мозга: как в неё погрузиться, чем она полезна, почему нужно отдыхать, почему нужно спать. То есть были базовые знания.
Насколько новые знания в нейробиологии помогают сейчас Вам в работе с клиентами и командой?
Помогают с разных сторон. Например, знания о том, как работает лимбическая система и что с ней делать. Сначала это помогло мне самой не впасть в выгорание на запуске нового проекта, потом помогло выстраивать работу с новой командой более продуктивно.
Сейчас я понимаю, в каком состоянии члены моей команды, что они в данный момент испытывают и как работает их мозг. Поэтому я могу скорректировать ожидания и выстроить взаимодействие так, чтобы они из состояния постоянного напряжения и выгорания вошли в конструктив и начали продуктивно работать.
Поделитесь, пожалуйста, кейсом, где Вам пригодились новые знания из нейробиологии?
Я работала над новым проектом и передо мной стоял вызов – сделать единую команду из нескольких разрозненных сотрудников. Как раз параллельно стартовало обучение на программе. Было любопытно наблюдать, как мы с командой от хаоса и взаимных претензий переходили к осознанной целенаправленной работе.
Поначалу люди были выжатые, напуганные, и мне нужно было что-то с этим сделать. Достичь большой цели в таком состоянии было невозможно, нужно было создавать ощущение единой команды.
С помощью коучинговых инструментов мы начали сближаться. На первом этапе была работа на успокоение, выстраивание системы свой-чужой. Оказалось, элементарное включение камеры во время онлайн-конференций действует на нашу лимбику. То есть пока ты не видишь человека, он для тебя только незнакомый и строгий голос. А когда камера включена, голос превращается в живого человека, с определенным цветом волос, цветом глаз, в кого-то живого и собеседнику уже спокойнее.
Потом мы работали с целями: много говорили о них для создания образа цели и потом люди к этой цели сами стремились. Шли к ней не потому что им просто за это платят, а чувствовали свою сопричастность. Их взгляд на работу изменился, когда они потрогали, посмотрели, обсудили, зачем мы это делаем, представили себе то, как классно они смогут работать, если сейчас включатся и совместно найдут решения по преодолению сложной ситуации. В итоге это нам позволило в нереально короткие сроки подготовиться к запуску продукта.
Как Вы используете знания о работе мозга в своей профессиональной практике и обычной жизни?
Мне это помогает понимать, что происходит с людьми и командами. Я очень хорошо запомнила рекомендации Галины по поводу питания. Например, когда люди устали, не стоит давать сладенькое. Казалось бы, такие мелочи, но они сильно влияют на работу. И когда в таких длинных сессиях ты держишь ритм работы с пониманием как функционирует мозг, когда нужен перерыв, когда нужна тишина, то работать получается эффективнее. В принципе, мне не нужно озвучивать команде, какие процессы происходят в их мозге, это просто дает возможность мне быть уверенной в сессии и управлять процессом. Это мой инструмент.
Когда ты понимаешь, какие физиологические происходят процессы у клиента, это даёт тебе дополнительную уверенность и возможность углубить свою работу. То есть я чувствую, что моя работа становится более качественной, более глубокой и, например, в некоторых случаях сокращается время до выявления истинного запроса.
Мне стало проще выходить из конфликтных ситуаций, потому что легче управлять своим состоянием в конфликте. Я понимаю, что уже не впадаю в сложные эмоциональные состояния, которые мешали бы мне в регулировании ситуации. То есть я осознаю, что сейчас злюсь, у меня включилась лимбическая система. Я понимаю, что работают определённые гормоны и мне нужно закрыть этот гормональный цикл. Это состояние нужно эмоционально прожить, проговорить или что-то сделать.
Вот например, если очень злишься, то достаточно просто стукнуть кулаком по столу или потопать. Для тела и для мозга это завершённое действие - агрессия была проявлена, гормональные системы отработали. Это снимает напряжение и тогда уже проще коммуницировать с людьми.
Какие инструменты из области нейробиологии Вы взяли в работу и уже видите результаты?
Таких инструментов несколько. Во-первых, это всё, что связано с настройкой на встречу, работа с лимбикой. Это и своё состояние, которое транслируется клиенту, и, например, ароматы, и расслабление, и small talk. Во-вторых, письменные практики, связанные с прописыванием целей от руки. Ведение письменных или аудио- дневников мне самой очень помогло и некоторым своим клиентам и друзьям я советую это делать.
Что вас больше всего впечатлило во время обучения?
Я хочу сказать про общее ощущение. Давно не сталкивалась с тем, что мне было сложно в процессе обучения, и это стало для меня вызовом. Мне нужно было погрузиться, уделить время, чтобы понять и получить результат. Это было полезно и интересно, хорошая тренировка и мозга и своей дисциплины.
Материал был сложный, глубокий, его было много. На контрасте с другими курсами, где есть простые схемы, всё объясняется «на пальцах», даются готовые решения по большей части, но нет ощущения глубины, понимания, как же это все работает.
У меня на курсе были мини-группы, и большая часть общения, обсуждения материала и совместной переработки происходило там. Мне очень повезло быть в первом потоке, потому что там невероятные люди, опытные и профессиональные, я практически с придыханием общалась с ними. И это, конечно, очень помогает в обучении, когда ты в группе можешь ещё обсудить, где-то подискутировать, обсудить, кто как понял материал. Вы вместе дополняете общую картинку, поскольку все люди разные, все по-своему видят мир. И это полезная задумка, которая делает обучение более эффективным.
Выпускной проект – это сплошное удовольствие. Я со школьных времён участвую во КВН-ах, и юмор+творчество – это то, что я обожаю и ценю. Когда я услышала «творческий юмористический проект», думала: «Боже, куда я попала, это рай какой-то!». Потому что такой веселой, лёгкой и приятной подготовки к такой, казалось бы, серьёзной вещи, как сертификация, у меня ещё в жизни не было. Галине огромное спасибо, потому что это, мне кажется, лучший формат, который только может быть.
Назовите, пожалуйста, три особенности обучения в Школе NEURO-X.PRO.
- Теплая дружеская атмосфера, весь коллектив суперпозитивный, супероткрытый, и нет ощущения, что «ты пришёл на учёбу». Несмотря на сложность материала, организация легкая и настолько располагающая, что удаётся нырнуть в глубины нейробиологии и не бояться.
- Подход к выбору учебных материалов. Метафоричность, которая присутствует на обучении, помогает лучше уловить нюансы и понять самые сложные темы.
- Прекраснейший экзамен.
После окончания программы я ушла с пониманием, как нейробиологию можно целенаправленно использовать не только в коучинговой практике, но и как с более эффективно выстраивать свою коммуникацию с другими людьми, основываясь на этих знаниях.