Интервью с Натальей Макар
18.06.2024Интервью с Марией Самошонковой
24.07.2024Эссе выпускника международной программы "Нейробиология для экспертов. Работа с группами и командами" Пластовец Оксаны
Для меня, как лидера это важная тема с точки зрения развития команд бизнеса в неустойчивом мире. В своем эссе я хочу раскрыть важность этой темы и роль нейронаук в командной работе.
Успех современных организаций во многом зависит от слаженной работы команд. Поэтому все больше внимания уделяется изучению нейробиологических факторов, влияющих на командную динамику и продуктивность. Одним из ключевых аспектов является понимание ролевых нейронов в мозге. Исследования показывают, что у членов эффективных команд формируются специализированные нейронные паттерны, связанные с различными командными ролями - лидера, исполнителя, генератора идей и т.д. Это позволяет команде оптимально распределять функции и взаимодействовать между собой. Важным фактором является и синхронизация активности мозга членов команды. Когда люди погружены в совместную деятельность, их мозговые ритмы начинают синхронизироваться, что облегчает коммуникацию и понимание. Уровень такой "нейросинхронизации" коррелирует с показателями эффективности команды. Кроме того, нейробиология помогает понять, как в команде развиваются доверие, сплоченность и социальная близость. Эти процессы связаны с активацией систем награды в мозге, высвобождением окситоцина и другими биохимическими механизмами. Зная о них, можно целенаправленно выстраивать командное взаимодействие. Знание того, как функционирует мозг человека, поможет лидеру лучше управлять командой и добиваться высоких результатов. Рассмотрим, как эти знания помогают лидеру:
Во-первых,знание о нейробиологической основе поведения и мышления сотрудников позволяет лидеру лучше прогнозировать их реакции и действия. Например, понимание того, как стресс влияет на работу мозга, дает возможность предвидеть снижение продуктивности и вовремя скорректировать задачи. Или знание о том, как мотивация влияет на активность различных зон мозга, помогает лидеру найти правильные стимулы для повышения вовлеченности команды.
Во-вторых,осведомленность о специфике мозговой организации разных людей позволяет лидеру эффективнее выстраивать коммуникацию и взаимодействие в команде. Понимание индивидуальных когнитивных стилей, особенностей восприятия и обработки информации дает возможность адаптировать управленческие практики под нужды конкретных сотрудников.
В-третьих, знание о мозговых механизмах, лежащих в основе таких важных для работы качеств, как креативность, лидерство, эмоциональный интеллект, может помочь лидеру целенаправленно развивать эти компетенции у членов команды. Например, понимание того, как происходит озарение и инсайт, позволяет создавать условия для генерации новых идей. Исследования показывают, что творческие озарения возникают при синергетическом взаимодействии различных мозговых сетей. Создание условий для такого взаимодействия в команде стимулирует генерацию новых идей.
Таким образом, понимание нейробиологических основ поведения сотрудников дает лидеру серьезное преимущество. Оно позволяет точнее прогнозировать и управлять производительностью, эффективнее выстраивать коммуникацию и взаимодействие, а также целенаправленно развивать ключевые компетенции команды. В конечном счете, это способствует достижению высоких результатов и успеху организации.
Программа «Нейробиология для экспертов. Работа с группой и командой» открыла для меня правила, инструменты и подходы для работы с командами разного состава с помощью нейробиологии.
Ключевое правило для лидера это 3Ц командообразования: целостность, ценности, цели. Целостность включает безопасность, доверие, коммуникации и общие правила в команде. И это является «сердцем» команды. Ценности это убеждения, смыслы – все это «душа» команды». Цели – это «мозг» команды. Прежде чем приступить к работе в команде необходимо провести диагностику всех трех составляющих командообразования. Возникнет понимание чем живет команда, насколько легко происходят коммуникации, по каким правилам взаимодействуют, на какие общие ценности опираются. После этого можно строить работу и взаимодействия по цели.
Один из интересных для меня стал когнитивно-аксиологический подход (авторский метод Галины Бобряковой, программа “Коучинг команд для руководителей” CCE ICF).
- это подход, основанный на данных нейробиологии и нейрофизиологии человека, во время которого задаются вопросы с опорой на логическую сферу (логическое, критическое мышление), а также работа с ценностями человека, подсознанием и бессознательным, для выхода за рамки текущего мышления, контроля эмоций и выхода на целенаправленные решения и действия. Позволяет быстро увидеть сильные и слабые стороны, предотвратить конфликт или увидеть в нем ресурс, понять ценности целей и цели ценностей.
Для меня этот подход является важным в работе с командой над целями и построении стратегий. Всегда помогает вернуть команду к сути темы и продолжать двигаться к цели встречи более продуктивно. Этот метод позволяет через вопросы двигаться по рабочей теме, не проваливаясь в эмоции. С точки зрения нейробиологии при активностях, воркшопах, мозговых штурмах у людей активируется лимбическая система головного мозга и это может приводить к отрицанию, скепсису, недоверию. Мы не всегда склонны доверять сразу новым идеям и часто участники начинают сопротивляться, уверяя других, что это не сработает. Используя опорные вопросы в такой ситуации, можно помочь команде в целом развернуться друг к другу и идти к наилучшему результату. Несколько вопросов, которые применяю:
- Что делает данное решение важным сейчас?
- Что хотите получить от взаимодействия?
- Как необходимо действовать, чтобы избежать этого?
- Что будет наилучшим результатом нашей работы?
- Какие предположения, эмоции усложняют выбор?
Благодаря программе, я разработала тренинг для команды «Стратегия перемен» и провела для команды руководителей с целью ускорения принятия изменений, происходящих в компании.