Дорогие коллеги, продолжаем цикл интервью с клиентами Галины Бобряковой и Центра развития людей и команд NEURO-X.PRO. На встречах с нашими замечательными гостями мы говорим о том, чем полезен коучинг в управлении командой, достижении целей, преодолении кризисов, трансформационных процессах в бизнесе и других важных вопросах.
Герои нашего цикла рассказывают, какие коучинговые инструменты были наиболее успешными в их запросах, как подход, соединяющий коучинговый опыт и знания из нейрофизиологии и психологии, повлиял на результаты развития команды и компании.
Галина – мой первый коуч, и мы работаем уже года три или четыре. До встречи с Галиной я практически не знал о коучинге.
Если честно, я не сам обратился к коучу, а моя супруга, которая в моей компании является директором по развитию. Она задумала, что было бы хорошо пригласить в нашу компанию такого специалиста, который мог бы развивать нашу управленческую команду. То есть она имела первый опыт работы с Галиной, а потом уже Галину пригласили в компанию. Тогда и я с ней познакомился, увидел, как она работает на деле, и постепенно стал появляться интерес к методу, который Галина использует.
В бизнесе есть один и тот же круг проблем, вокруг которых бизнес и вертится. Это проблемы, связанные с целеполаганием, с функциональной матрицей, распределением полномочий, с коммуникацией и взаимодействием. То есть, когда неясна общая цель, когда люди друг друга не слышат, не могут договориться, конфликтуют, не понимают, где закачивается их зона ответственности и начинается чужая; когда они не проявляют эту активность – не берут на себя эту ответственность – либо залезают в чужую и мешают друг другу. И эти вещи прорабатываются в ходе групповой коуч-сессии.
Если говорить про формат индивидуальных сессий, то к коучу можно обратиться почти по любому вопросу, касающемуся личности клиента. Это могут быть личные психологические ситуации или проблемы собственного индивидуального развития, [например], куда двигаться, что делать или не делать, открывать профессиональную школу (при наличии загруженности самим бизнесом) или не открывать и т.д.
Взять, к примеру, меня. Я понимал, что мне надо идти к коучу с запросом что-либо поменять к лучшему в своей жизни. У многих в жизни есть такие как бы мелочи, которые вызывают некоторый дискомфорт, но всегда есть задачи поважнее и решение небольшой проблемы постоянно откладывается. Так, я каждый месяц получал счета за городской телефон МГТС, которым давным-давно уже не пользовался. Сумма для меня почти незаметная, заплатил и забыл, но получалось, что каждый месяц я кому-то плачу ни за что. И так длилось годами. Я боялся, что мне надо будет куда-то ехать, оформлять какие-то бумаги, все будет сложно – и поэтому откладывал. Но в результате удачной коуч-сессии я пришел к решимости все же взяться за эту проблему. И я решил ее за час, никуда не уезжая, дистанционно.
И так я решил еще массу разных проблем, решился на вещи, на которые долго не мог отважиться. Поэтому если у Вас есть такие проблемы – просто идите к коучу! Часто бывает достаточно одного сеанса.
Коуч должен быть именно Коучем, его задача – будить своими вопросами фронтальную кору головного мозга Клиента. А еще сочувствовать – грустить и радоваться вместе с Клиентом, оказывать ему эмоциональную поддержку. Коучи, которые не соответствуют этим требованиям, сбиваются и совершают ошибки: сами учат клиента чему-то, вносят свой контент в голову клиента и т.п. То есть таким коучам не хватает гибкости и осознанности, чтобы скорректировать свое поведение.
Я видел много коучей на российском рынке, которые хвалятся количеством своих часов [практики], а когда я слушаю такого человека, то нередко понимаю, что это не коуч. К сожалению, часто бывает, что слово «коучинг» - это просто маркетинговый ход, когда человек присваивает себе это звание, но по факту коучем не является. В этом мире [инфобизнеса] надо принимать в расчет, что всё «золото» нужно проверять «на зуб».
Быть коучем профессионалом – это соответствовать набору определенных компетенций, которые разработаны в рамках системы, и следовать им в своем поведении. Для меня важно видеть, [как коуч ведет себя в сессии]. Если хотите понять, насколько специалист серьезный, посмотрите его демонстрационную сессию. Это всего 30 минут, и вы сразу увидите, как человек работает с клиентом, к какому результату они пришли и с каким результатом уходит клиент после сессии.
То есть я когда-то доверился выбору супруги [при выборе коуча], но и вместе с тем смотрел, как Галина работает. Когда я увидел, что это приносит пользу нашему бизнесу, оценил, как Галина взаимодействует с людьми и как она работает с нами, как влияет на меня самого, для меня все вопросы были сняты.
Это была командная сессия, и впечатление от нее было очень веселым. Мы там строили башню из макарон, и это было неожиданно и необычно. Нас разбили на команды, у каждой были макароны, скотч и зефирка, которая должна быть как звезда на верху башни. Чья башня устойчиво стоит и выше других, тот и победил. Я потом проводил такую игру со своими студентами в МГИМО на факультете Управления.
Мы сами являемся компанией, которая работает с людьми, у нас есть психологи и тренеры, поэтому такие игровые методы для нас являются нормальными. Мы выходили на эту сессию с запросом на оптимизацию управленческой команды, чувствовали, что у нас есть проблемы во взаимодействии, коммуникации. И подобные методы хорошо работают, когда люди превращаются в детей и начинают взаимодействовать. А дети-то между собой налаживают взаимодействие быстрее всего.
Смотрите, ведь в чем задача коуча в работе с клиентом и группой – разбудить фронтальную кору головного мозга, чтобы она начала работать. Когда ты это делаешь своими вопросами, ты видишь, как меняется поведение клиента или собеседника напротив.
Когда он говорит: «А это хороший вопрос!», чувствуется, что у него пошла работа и видно, что что-то поменялось в человеке – он начал думать. Тогда человек начинает использовать собственную экспертность для решения своих проблем. Это очень крутой момент и это меня подкупило сразу [в этом подходе].
В целом, разъяснение [мозговых процессов] вызывает большее доверие методу, появляется научная основа того, что с людьми будут делать.
Это паузы Галины. Я и сам стал использовать этот подход и, по словам Галины, вполне успешно. [Поясню], что делает этот инструмент. Когда у человека пошел мыслительный процесс, появляется момент, когда человек думает прежде, чем сказать что-то еще. И в этот момент коучу важно, с одной стороны, проявлять внимание, а с другой стороны, не перебивать [человека], не мешать ему фразой или лишним вопросом. Он просто смотрит внимательно и молчит. И в такие моменты у клиента порой возникают настоящие инсайты. Самые важные инсайты возникают не с самого начала того, о чем он говорит, а как раз на паузе коуча у человека происходит озарение. [Например], в середине речи, когда клиент сам замолчал, коуч его ни о чем не спрашивает и продолжает смотреть, и тут у клиента вдруг «р-раз!» – и он переходит на другой уровень. То есть что-то фантастическое происходит [в этот момент].
Я тоже использую паузу в работе с клиентами и сотрудниками. И в момент, когда ты используешь паузу, человек напротив рассказывает о себе больше и глубже, чем когда у вас идет пинг-понг «вопрос-ответ». И это важно, потому что появляется пространство. То есть коуч должен давать это пространство.
Еще помню wow-эффект [от метода Галины] на командной сессии. Я бы назвал это «сеансом психологического айкидо». Это происходило на моих глазах: шла деловая игра, где все становятся детьми немножко и начинают порой по-детски себя вести. Тут взвился огромный двухметровый «безопасник» и навис над миниатюрной Галиной, начал, так сказать, на нее давить. И вдруг через несколько минут из него получается такой сладкий пирожок – как Галина его слепила и что с ним сделала, я до сих пор не понимаю. Она отступила назад, сказала несколько слов, и тот громадный сотрудник превратился в «сладкий пончик». Он заулыбался, он притих, он уменьшился в росте и стал со всем соглашаться. Это было поразительно, я бы и сам хотел так уметь делать. Это искусство и какое-то волшебство.
[Научиться этому] было бы очень полезно, потому что это навыки выхода из различных конфликтов, противоречий, умение перевести конфликт в контакт и конструктив.
Галина не только хороший коуч, но и хороший преподаватель, наставник. Она передает свои знания, увлекает этими знаниями. И все коллеги, которые с ней работают, это отмечают. Они чувствуют, что растут, общаясь с ней.
Начнем с того, что Галина подготовила 5 коучей в нашей компании. Среди них есть и руководители подразделений, они применяют коучинговые методы общения, те же самые паузы со своими подчиненными. Они научились задавать открытые вопросы, чтобы будить фронтальную кору коллег. Даже на совещаниях у нас уже все разговаривают на коучинговом языке практически, никого это уже не удивляет.
В сложной ситуации задается вопрос: «Ну и что мы с этим будем делать?», «А что нам может помочь?», то есть мы друг у друга будем фронтальную кору. От коллег идет обратная связь, насколько хорошо мы продвинулись, чего мы достигли. После сессий у нас что-то остается на доске – план или рейтинг и фамилии ответственных, и этим мы пользуемся в своей профессиональной деятельности и бизнесе.
У нас в компании есть фонд развития, откуда мы тратим средства на то, что у нас развивается, в том числе на коучинг. В нашей компании уже 5 подготовленных внутренних коучей и, в принципе, нет необходимости с рынка привлекать новых. А с Галиной мы сотрудничаем на бизнес-уровне, потому что у наших крупных клиентов топ-уровня есть проекты, которые требуют включения коуча ее квалификации. Ведь Галина - коуч MCC ICF. Это практически уровень гуру. И мы с удовольствием сотрудничаем с Галиной, понимая, что этому клиенту в некоторых моментах может помочь только она. А также помочь нам своей квалифицированной консультацией.